ИСТОРИЯ конструкторов МЕРКУР (MERKUR)
Авось всякий, когда услышит слово МЕРКУР, вспомнит планету нашей солнечной системы, а многие из нас и наиболее известную чешскую игрушку. МЕРКУР – это название игрушечных поездов и металлических конструкторов, которые возникли в начале прошлого века. Классические металлические конструкторы, знакомые каждому из нас с самого детства. Эта продукция поставлялась на рынок СССРЗачатки этих игрушек относятся к 1920 году, когда господин Ярослав Ванцл основал фирму Инвентор. Даже ещё до основания фирмы господин Ванцл велел патентовать оригинальную конструкцию игрушечного металлического конструктора под заглавием Инвентор. Сегодня трудно констатировать, была ли это его мысль, или вдохновение модели другого металлического конструктора. Первоначально были металлические детали взаимно соединены металлическими крючками, подобно тому как сегодня возводят строительные леса. Металлический конструктор под заглавием Инвентор не выжил
В 1925 году завод начинает производить новую систему, которая сохранилась до сих пор. Металлические детали конструктора уже соединены винтами и гайками с резьбой размером М3,5. Данным шагом конструктор очень сблизился с реальным конструированием и это дало больше возможностей для игры и самодеятельного творчества детей и взрослых. С переходом в новую систему для конструктора был зарегистрирован новый товарный знак – МЕРКУР (Merkur), под которым он продаётся сейчас
Первоначальная линейка конструкторов была в пределах от номера 1 – 3. На рубеже 30 – 40 г. прошлого века линейка конструкторов разрасталась до гигантского конструктора - номер 7. Наступил бум конструкторов МЕРКУР. В это время возник, сегодня уже забытый конструктор зданий Метропол и дополнительный конструктор ПОПУЛАР, где были полностью использованы новые детали. Развитие продолжалось до второй мировой войны лишь мелкими доделками коробок, книг инструкций и деталей
В Европе тогда были сильно востребованы готовые модели поездов. По этой причине было в спешном порядке разработано производство игрушечных поездов. Руководящим работником был господин Франтишек Йирман, зять господина Ванцла
Образцом для производства первоначального локомотива был тогда очень известный локомотив для скорых поездов Микадо. В непритязательных технических и экономических условиях модель была упрошена, т.к. выйти в рынок со сложным изделием был очень большой риск. К локомотиву прилагались двухосные служебные, пассажирские и товарные вагоны
Оказалось, что эта упрощённая модель очень хорошо оправдала себя, и поэтому главный конструктор Ф.Йирман уже в 1935 году вернулся опять к локомотиву Микадо. Он уже спроектировал большую модель локомотива курьерского поезда. Локомотив был дополнен тендером и совместно с четырёхосными тележечными вагонами составлял курьерский поезд. Состав очень хорошо был встречен потребителем. Этот успех связан с первоначальным успехом поездов МЕРКУР, которые позже стали любимыми и широко распространёнными моделями электрических поездов
Технологические возможности производства были для своего времени очень хорошими и обеспечивали высокий уровень качества и технического совершенства. В 1940 году в связи с военным проблемами производство было приостановлено
После войны в 1947 году производство было востановлено. Последовательно ассортимент был дополнен новыми моделями вагонов: платформы, открытые, закрытые, товарные и холодильные вагоны
Дальнейшие изменения были связаны с национализацией, которая постигла на второй волне также средних и маленьких производителей, а также ремесленников. В начале 50-ых г. частная фирма господина Ванцла была закрыта, а производство было в 1953 году переведено в районный комбинат, который находился в городе Броумов
В феврале 1955 г. было подано новое заявление о регистрации фирменного знака Merkur на конструкторы и поезда с рельсами и трансформаторами. Производство трансформаторов дополняло весь довоенный ассортимент, в том числе и электрические поезда, но В 1968 году производство поездов МЕРКУР было окончательно приостановлено, а в дальнейшие годы все оборудование для их производства было ликвидировано.